Занятия горожан в старину
Гармония - Альбом "Проектные задачи в рамках УМК «Гармония»" |
Тема урока: «Занятия горожан в старину»
РКМ: «А профессий на Севере немало»
Задачи:
- познакомить со старинными профессиями: кузнец, гончар, плотник, стеклодув; с различными видами художественной росписи предметов быта; с промыслами родного края;
- воспитывать уважение к мастерам своего дела, к людям труда гордость за свой талантливый народ, желание приобщиться к старинному ремеслу;
- развивать творческие способности, эстетический вкус, умение проводить сравнительный анализ.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- изделия кузнечного, гончарного, стеклодувного, плотницкого ремесла, гжельская посуда, предметы с городецкой, палехской, хохломской, жостовской росписью;
- таблички с надписями: «гончар», «кузнец», «стеклодув», «плотник», «мастер по художественной росписи»;
- картинки с изделиями ремесленников и мастеров художественной росписи.
Приложение: мультимедийная презентация по теме урока
Ход урока.
1.Оргмомент.
Нетрудно, ребята, нам песенку спеть.
Нетрудно, а всё таки, надо уметь.
За что ни возьмись, нужно мастером стать,
И дело любое уметь выполнять.
Должны всё делать сами умелыми руками.
Ничто и никогда
Не даётся без труда.
- Сегодня наш урок посвящён людям труда. Пройдёт он в «Городе мастеров» в форме презентации изделий, результатов труда умелых рук.
2. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, что вы уже знаете по теме: «Как жили наши предки»?
- Чем занимались крестьяне? Тяжел ли был их труд? От чего зависел урожай? Какими были орудия труда? (выставляются картинки с орудиями труда крестьян)
Предположите: А где они брали орудия труда, чтобы пахать, бороновать, косить, жать?
- Какую учебную задачу поставим?
УЗНАТЬ ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС.
3.Введение в тему. Пояснение слов «ремесло», «ремесленник».
1) Откройте рабочую тетрадь «Морянка» на с.32. Ответьте на первый вопрос (дети вписывают слово – профессия).
2) А теперь разгадайте ребусы и узнайте старинные синонимы этого слова (ремесло, мастерство).
- Кто может объяснить значение слов: ремесло, ремесленник?
(Ремесло - профессиональное занятие. Ремесленник - человек, который занимается, владеет профессиональным ремеслом).
3) Какой смысл вкладывали люди в слово МАСТЕР?
(Высказывания детей)
Давайте проверим наши предположения по тетради на с.32 задание №3.(Морянка)
4) А теперь узнаем из учебника, какими ремёслами занимались в старину.
( стр. 133 до иллюстрации) – На доску прикрепляются таблички с названиями ремёсел: плотник, кузнец, гончар, стеклодув, мастер по художественной росписи.
- О работе и достижениях старинных ремесленников и поговорим далее.
- На оценочном листе отметьте крестиком уровень своих знаний по теме.
4.Изучение нового материала.
Создание проблемной ситуации.
1) Я предлагаю вам игру. – Распределите предметы и рисунки предметов по группам.
Серп, кочерга, глиняный кувшин, кружка, стеклянная ваза, бусы, стульчик, полочка, прялка, доска с росписью, изделия гжели, хохломы.
(Когда предметы учениками разложены на группы, называем профессии ремесленников и вывешиваем таблички с надписями).
- Как думаете, о чём дальше будем говорить? О чём хотели бы узнать?
( высказывания детей)
- А далее мы узнаем, какими инструментами пользуются разные ремесленники, какие материалы им нужны, какова технология изготовления тех вещей, которые были необходимы нашим предкам в быту.
2) КУЗНЕЦ. – Прослушайте стихотворение и скажите, о ком пойдёт речь.
Чтобы железо в огне накалилось,
Горн раздувает он.
Чтобы железо в огне размягчилось
Сразу со всех сторон,
Он на огне его держит и вертит,
Знает, когда достать…
А как достанет, может, поверьте,
Всё, что хочешь сковать:
Плуг и мотыгу, клинок и лопату,
Цепи, подкову, струну…
Может любую игрушку ребятам
Сделать в минуту одну.
Может отлить вам ворота литые,
Ну и засов заодно…
Иль откуёт вам решётки резные,
Чтобы украсить окно.
- О ком же говорится в стихотворении?
- С кузнечного дела мы и начнём разговор.
- Мультипрезентация. Рассказ ученика о кузнецах.
- Умели кузнецы обрабатывать и благородные металлы - золото и серебро. Для этого брали маленькие наковальни и молоточки. И получались изделия удивительной красоты: серьги, браслеты, кольца. Таких кузнецов звали «златокузнецами».
И в наше время мы можем любоваться изделиями наших предков. В городе С-Петербурге около 300 мостов. Более 30 мостов признаны произведениями искусства и находятся под охраной государства
(демонстрируются открытки с видами мостов)
- Может теперь ответите на вопрос: Где брали крестьяне орудия труда? ( ответы детей)
3) ГОНЧАР. У вас на столе листочки. Вычеркните повторяющиеся буквы и у вас останется слово – название того ремесла, о котором пойдёт речь.
еуглздонудлчзеадзрле
( получилось слово «гончар»)
- Те ремёсла, о которых вы уже знаете, дали возможность человеку где-то жить, быть одетым и сытым. Но еду надо было в чём-то готовить и хранить, из чего-то есть. Без посуды обойтись было нельзя.
- Из какого материала могла быть посуда в Древней Руси? (из дерева и глины)
- Деревянную посуду изготавливали мастера – древоделы очень искусно. И сегодня мы можем приобрести деревянную посуду, но больше как сувениры (представляются ложки, солонки, изделия хохломы).
- Мультипрезентация. Рассказ о работе гончара.
А вот глиняные игрушки. Это изделия народных промыслов из городов Дымково,Филимоново, Каргополь.
3) СТЕКЛОДУВ.
- Вы пускали мыльные пузыри? Покажите, как вы это делаете. (демонстрируют)
Примерно так же в 1-м тысячелетии до н.э. начали делать стеклянную посуду.
- Мультипрезентация. Рассказ о стеклодувах.
4) До нашего времени сохранились старинные ремёсла художественной росписи.
С ними мы знакомились на уроках изобразительного искусства. Давайте вспомним.
- Мультипрезентация. Жостовские подносы, городецкая роспись по дереву, гжель, палехские шкатулки.
5.Первичное закрепление.
- Выполнение задания №22 в рабочей тетради. ( взаимопроверка)
6. Беседа о ремёслах родного края.
МАСТЕРА СЕВЕРНОГО КРАЯ.
- Какие ремёсла или промыслы были в нашем крае?
- Узнаем подробнее о них из словарика на стр.90.
(на доску вывешиваются таблички с названиями промыслов)
- Работа в парах. Решите кроссворд в тетради «Морянка».
7. Подведение итогов.
- Возьмите листок с оценочной шкалой. Оцените свои знания по теме.
- Какие задачи ставили? Нашли на них ответы?
-Что для вас было новым? Интересным?
8. Дом. задание. «Морянка» стр. 33 – по выбору.